Закрыть

­Свяжитесь с нами

Пожалуйста, заполните все обязательные поля, отмеченные звездочкой*

Закрыть

­Свяжитесь с нами

Пожалуйста, заполните все обязательные поля, отмеченные звездочкой*

ДыханиеТрудности порождают в человеке способности,

необходимые для их преодоления

Филлипс

Мы ответим на доступном для неспециалиста языке на следующие вопросы:

  1. Как развивается головной мозг ребенка?
  2. Почему некоторые дети отстают или имеют особенности в развитии?
  3. Как помочь таким детям?
  4. Что такое нейропсихологическая коррекция?

Помните  такую сцену? Мамочки хвалятся своими детьми: «А мой Лёшенька начал ходить в восемь месяцев!» «А моя Лизонька в год начала разговаривать и сразу предложениями!» «А моя Дашенька научилась читать в четыре!» «Зато мой Никитка в три года самостоятельно собирал конструктор «Лего» и сложные пазлы из 100 элементов!» Трогательно, правда? – всем нам хочется, чтобы наш ребенок был самый умный, самый одаренный, самый-самый! Не такой, как все!

Но иногда случается, что «не такой как все» не со знаком плюс. «Мой Сашенька – вообще-то умный мальчик. Только разговаривает так, что не понятно окружающим. Но мы-то привыкли, понимаем его язык». «Маша в третьем классе, но я до сих пор делаю с ней домашнее задание. Без меня она не справляется». «Наша учительница говорит, что наш Ванечка – способный мальчик, но очень уж неусидчивый, ленивый, невнимательный, у него проблемы с дисциплиной (нужное подчеркнуть)». Приходилось слышать и такое, верно?

В чем причина задержки психического и речевого развития ребенка, проблем его поведения? Неужели только в условиях воспитания или социального окружения? Далеко не всегда. Часто родители особых детей всеми силами стараются развить их: занимаются с ними с помощью развивающих игр и игрушек, изучают специальную литературу и применяют указанные там методы, водят в различные секции, кружки и т.д. Но, как правило, результаты не соответствуют затраченным усилиям. Почему так происходит?

baby16 300x225Если представить себе весь мозг в целом, со всеми его структурами в виде дома, то основными составляющими дома будут – фундамент, стены и крыша. Фундаментом мы назовем стволовые образования мозга, отвечающие за энергетический ресурс высших психических функций. Стены дома – подкорковые образования. Они отвечают за координацию движений, анализ и синтез информации и, частично, – за эмоции. Крыша – это кора головного мозга, в ней располагаются сознательные формы психической деятельности – контроль и регуляция произвольной деятельности, управление поведением и т.д.

Дом строится снизу вверх (от фундамента к крыше), так и мозг  ребенка развивается от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга. Каждая структура мозга созревает в определенное время и при определенных условиях.

Рано или поздно некачественный фундамент даст трещину. Из-за нее постепенно поведет стены, а с неровных стен «поедет» крыша. Для окружающих видимый дефект – крыша, ее и будут чинить. Но сколько не ремонтируй крышу, пока не исправят фундамент и стены, она будет «съезжать».

dscn6432На разных этапах развития (внутриутробный, первые годы жизни) ребенка подстерегают различные опасности, которые могут не позволить в полной мере развиться той или иной психической функции. Например, на внутриутробном периоде  происходит тяжелое заболевание или сильный стресс матери, недостаток кислорода или питательных веществ. В момент рождения – это могут быть длительные, тяжелые роды. В первые годы жизни – черепно-мозговые травмы и т.п. И в зависимости от того, когда это случилось, в период формирования какой нервно-психической функции, источником проблемы будет служить либо «фундамент», либо «стены», либо «крыша». С возобновлением «фундамента» работают врачи, со «стенами» — логопеды и дефектологи, с «крышей» — родители, воспитатели, психотерапевты. Но на примере с домом мы видим, что дифицитарность в одном блоке может привести к функциональным нарушениям в двух других. Стало быть, надо работать одновременно с тремя блоками.

6 003В последнее время сформировалось принципиально новое направление в работе с детьми и подростками, имеющими особенности психического развития. Это – нейропсихологическая (или сенсомоторная) коррекция.

В чем ее принципиальное отличие от традиционной психологии,  где работа осуществляется «сверху вниз», т.е. – от «крыши» к «фундаменту»? Нейропсихологическая коррекция идет «снизу вверх», как бы заново формируя нервно-психические функции, в связи с чем ее можно назвать «нейрокоррекцией развития». Кроме того, данная технология работает сразу с тремя блоками, что повышает качество работы.

У нейропсихолога в арсенале есть огромное количество специально разработанных физических упражнений. Ребенку дается задание выполнить одно из трудных упражнений. Трудных – не в смысле – физически тяжелых, а в смысле – непривычных, сложных. С первого раза его не выполнит даже взрослый, физически подготовленный человек. Трудная задача рождает поиск. Поисковая активность вызывает возбуждение в нижних структурах мозга, которое, в свою очередь, оказывает на кору больших полушарий активирующее воздействие. Ребенок, с помощью нейропсихолога, раскладывает упражнение на составляющие («на счет раз, что правая рука делает? А левая?»), а затем объединяет все движения в одно. А это и есть анализ и синтез – основные компоненты мышления. Упражнения даются от простых к сложным и никогда не доводятся до автоматизма. Как только движение начинает получаться, его усложняют. Это необходимо для того, чтобы ребенок постоянно находился в поисковой активности, решал задачи, таким образом, заново создавая несформированную или нарушенную высшую психическую функцию.

neuroyoga3Конечно же, процесс этот небыстрый и трудоемкий, требующий объединенных усилий со стороны нейропсихолога и родителей. Тут уж ничего не поделаешь! Нельзя, как в сказке, одним взмахом волшебной палочки построить чудесный дворец.

dscn6426В конце добавим, что нейропсихологическая (сенсомоторная) коррекция зарекомендовала себя как весьма эффективная методика при лечении пограничных состояний у детей, связанных с различного рода дисфункциями головного мозга. И уже более 20 лет практикуется в Центрах психодиагностики и психокоррекции в г. Москва и Санкт-Петербург. До сих пор лишь очень немногие жители Дальнего Востока – родители особенных детей – смогли позволить себе бросить все, уехать в Москву, проживать в дорогом городе в течение длительного времени, чтобы получать такую помощь.

Наш нейропсихологический центр «Рацио» рад предложить Вам пройти курс нейропсихологической коррекции. Мы приложим все усилия, чтобы вы могли гордиться успехами своих детей!